наш телефонcomm@es-grupp.ru Обратный звонок
Национальный гарант
качества и экологической
безопасности
  • Знак "Качество и Экология" присваивается лучшей продукции российских производителей
  • Товары, отмеченные Знаком "Качество и Экология" формируют российский рынок элитной продукции
  • Знак "Качество и Экология" гарантирует высокое стабильное качество и безопасность продукта

Рынок органических и экологически чистых продуктов в России практически отсутствует. Одна из причин — отсут­ствие законов, регулирующих эту сферу. Производитель, ставящий на свой продукт маркировки «Натур» или «Ор­ганик», но не имеющий при этом соответствующего сер­тификата, просто вводит потребителя в заблуждение. Но и сам потребитель не спешит повышать уровень знаний в этой сфере, полагают эксперты.

Деловая Газета Ленинградской области №09 (14) 08 ИЮНЯ 2015

ФОТО: BALTPHOTO/ Андрей Пронин

Органик-фуд

Сегодня в России существует только добровольная сертифи­кация экологически чистых продуктов питания. Никаких государственных стандартов до сих пор нет. Большое коли­чество «натуральной», «орга­нической» и «экологически чи­стой» еды в рекламных роли­ках и на прилавках магазинов не должно вводить в заблужде­ние российского потребителя.

«Российские законодатели уже пятый раз, по-моему, рас­сматривают проект закона об органик-сертификации. Но так и не могут принять его. А це­на на зарубежную сертифика­цию выросла вслед за курсами валют», — комментирует ди­ректор Экологического союза Юлия Грачева.

Российские компании, предлагающие подобную сер­тификацию, сами вырабаты­вают требования ко всему жиз­ненному циклу производства. Требования разных компаний, таким образом, могут разли­чаться, хотя в основе их, как правило, лежат одни и те же принципы: отсутствие ГМО, отсутствие пестицидов, отсут­ствие любых химических до­бавок. Требования предъявля­ются не только к самому про­дукту, но и к почве, кормам и т. д., объяснила руководитель регионального органа по сер­тификации СДС "ЭнергоСтиль" Юлия Шеина.

Юлия Шеина, руководитель регионального органа по сертификации СДС "ЭнергоСтиль"

Эксперты признают, что отчасти принятие закона от­тягивается искусственно. При­чина — опасения законодате­ля, что к строгим стандартам отечественный производитель просто окажется не готов. На­чальник производства «Корпо­рация Ди энд Ди» Александр Герасимов назвал это «синдро­мом ЕГЭ»: «Устанавливаем планку, а за нее никто не прыг­нул, снижаем — опять нико­го. И так снижаем до уровня, на котором не было смысла и устанавливать».

Александр Герасимов, ООО «Корпорация Ди энд Ди»

Законопроект бесконечно упрощают, подгоняя его в ко­нечном итоге под российскую реальность, считает Юлия Грачева. Тем не менее, по ее словам, в Ленинградской об­ласти есть производители, по­лучившие ни много ни мало европейский органик-серти­фикат на свою продукцию. «Наши инспекторы, аккреди­тованные при европейских ор­ганах сертификации, помога­ют готовить документы, помо­гают нашим производителям достичь соответствия европей­ским требованиям. Зарубеж­ный органик-сертификат уже получили компании «Алеховщина» и «Живое поле», — рас­сказала Юлия Грачева.

Юлия Грачёва, НП «Экологический союз»

 

Доля малая

Мировой рынок органических продуктов развивается доволь­но динамично. Если он сохра­нит существующие темпы ро­ста, то к 2020 году, по мнению зарубежных экспертов, его объем достигнет 200-250 млрд долларов.

Рынок органической еды в России пока слишком мал

В Европе так называемые биопродукты, или экопродук­ты, занимают до 20% магазин­ных полок. По оценке незави­симого эксперта по здоровому питанию Ксении Царегород­цевой, в России их доля коле­блется пока в районе 1 %. Прав­да, фермеры, позиционирую­щие свой товар как экологиче­ски чистый, довольно активно торгуют через Интернет.

Организованный «Деловой газетой Ленинградской области» круглый стол по органик-фуд прошел в рамках деловой программы выставки Interfood

Эксперты также отмеча­ют, что экологически чисты­ми и полностью натуральны­ми могут быть лишь продук­ты сравнительно небольших производств, а там, где про­изводство осуществляется в промышленных объемах, это практически невозможно. Дан­ная аксиома распространяет­ся и на крупные фермерские хозяйства, которые по объему производства иной раз могут поспорить с сельхозгигантами. Крупные хозяйства, как прави­ло, способны сертифицировать не всю продукцию, а только определенную линейку. Так, например, поступила компа­ния Valio. Но в данном случае речь идет о переработке.

Маркировка «Фермерский продукт» гипнотизирует

Однако какая-либо серти­фикация оказывается не под силу маленьким хозяйствам- производителям, которые и без того стонут под гнетом кредитов и с боями пробива­ются на полки магазинов. При этом конкурировать им ско­ро придется не только с круп­ными производствами. «Эко­предприятия только-только создаются. Если сейчас не за­нять эту нишу, то через два года все экопродукты будут импортные, ведь санкции не вечны», — прогнозирует Алек­сандр Герасимов.

Эксперты едины во мне­нии, что натуральность про­дукта ко всему прочему зна­чительно повышает его себе­стоимость. Сейчас, в период кризиса, мало кто готов вкла­дываться одновременно в экологичность, продвижение и сертификацию, отмечает Наталья Вязникова, руково­дитель отдела продаж сети мини-маркетов «Экоточка».

Наталья Вязникова, руководитель отдела продаж сети мини-маркетов «Экоточка»

Другим путем

Первоначально российский законодатель предлагал соз­дать специальный государ­ственный орган по органик- сертификации и сертифика­ции экологически чистой и безопасной продукции. Одна­ко эксперты сочли, что еди­ному органу не справиться со столь масштабной задачей.

Специалисты предложили перенять уже хорошо отрабо­танный западный вариант — сертификация проводится частными компаниями, аккре­дитованными в государствен­ном органе. Также ясность в во­прос внесли бы единые требо­вания к сертифицированным продуктам. В таком случае любая маркировка — «Натур», «Эко», «Био» и тому подоб­ная — будет понятна покупате­лю, в то время как сейчас за по­добным «клеймом» в каждом отдельном случае может под­разумеваться что-то свое.

Сам потребитель, правда, по признанию игроков рын­ка, не слишком хорошо ори­ентируется в «экологических» терминах. Большинство лю­дей не отличает органик-про­дукты от просто экологи­чески безопасных. Многих «гипнотизирует» этикетка «Фермерский продукт», не оз­начающая, тем не менее, что данный продукт свободен от пестицидов или красителей. Мало кто из рядовых покупа­телей отдает себе отчет в том, что без сертификата на корма не может быть и сертификата на мясо. И так далее.

Ритейлеры в основной массе подобострастия к сер­тификации не испытывают. «О доверии сертификации го­ворить не совсем верно. Мы доверяем отдельным произ­водителям и брендам. Серти­фикация сегодня в большей степени маркетинговый ход, направленный на потребителя», — считают в сети «Азбука вкуса».

По словам Ксении Царего­родцевой, семинары и просто работа консультантов в ма­газинах могли бы повысить уровень понимания у населе­ния. А более требовательный покупатель — это еще один стимул для продавцов и про­изводителей.

Ксения Царегородцева, независимый эксперт, коуч по здоровому питанию

Автор: Ирина Полякова

 

Партнёры

Росаккредитация
Таможенный союз
Росстандарт

"В соответствии с приказом Минпромторга России от 10 октября 2012 г. № 1440 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) государственной услуги по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации» (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2013 г., рег. № 27594, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, № 21) направляются документы Системы добровольной сертификации продукции, работ (услуг) и систем менеджмента качества и экологической безопасности «ЭнергоСтиль» (новая редакция), зарегистрированные 28 июля 2014 г., рег. № РОСС RU.З1245.04ЖKB1."

Контакты:

2013 © 2018 Все права защищены. Группа компаний ЭнергоСтиль     карта сайта Наверх